Аэрофобия – один из самых неприятных и тяжёлых страхов современного человека.
Её особенность в том, что страха перед полетом труднее избежать в отличие от множества других страхов. Ведь найти альтернативу авиаперелету на большие расстояния практически невозможно. Поэтому человек с аэрофобией обречён на страдания до и во время полета. Успокаивает то, что мы знаем психологические причины возникновения страхов, физиологические механизмы лежащие в основе тревоги и страха. Понимая, как все происходит, мы можем повлиять на ситуацию и научиться жить без аэрофобии.
Итак, как же все происходит? Независимо от вида фобии в основе её лежит тревожный цикл. Этот цикл начинается с осознания человеком опасности ситуации в которой он уже находится или которую ему предстоит пережить.
1 фаза: “Я в опасности”
Эта мысль, запускающая дальнейшее развитие аэрофобии имеет два основания: убеждения “самолёт – это транспортное средство повышенной опасности” и опыта, когда известно немало случаев того, что самолёты терпят катастрофу и падают. Как мы можем убедиться, если проверим на себе, это убеждение и опыт есть у каждого человека. Но ведь аэрофобией страдают далеко не все! Значит есть ещё один “секретный” ингредиент, определяющий развитие именно аэрофобии. Что это за ингредиент, нам ещё предстоит разобраться. Мысль “я в опасности” запускает следующую фазу тревожного цикла.
2 фаза: “Тревожная реакция”
Про тревожную реакцию мы тоже знаем достаточно. Важно помнить главное, тревога – это всегда защитно-приспособительная реакция. И мы не можем избежать тревоги в ситуации когда уже возникла мысль “я в опасности”. Дальше организм действует по законам тревоги, пытаясь защититься и приспособиться посредством совершенно определенных физиологических процессов. Описывать ощущения тревоги и страха нет необходимости, в своей жизни каждый из нас многократно их переживал.
Законы тревоги
Зато полезно помнить о законах тревоги, ибо они определяют поведение человека.
Во-первых, тревога провоцирует воображение на создание катастрофических сценариев. Вспомните, что рисуется в воображении у человека с аэрофобией? В результате возникает страх катастрофы.
Во-вторых, тревога заставляет избегать ситуаций вызывающих страх, включая охранительное поведение. В результате страх парализует, человек просто перестает летать на самолётах.
В-третьих, тревога заставляет человека пытаться все контролировать. А что можно контролировать будучи пассажиром самолёта? Когда ты сидишь в “жестянке”, на страшной высоте и даже не знаешь, куда летишь? Это только пилот знает. Поэтому остаётся пытаться контролировать только себя. А не получается.
Что делать в полёте?
Тревожная реакция уже запущена и завершится только тогда, когда реализуется один из трёх заложенных природой сценариев. Это всем известные: “Бей!” или “Беги!” и “Замри!” Для всех живых высокоорганизованных существ, животных и человека, эти реакции совершенно одинаковые.Они заложены в нас, как компьютерная программа и будут срабатывать всегда при возникновении тревожного цикла. А теперь задумаемся. Какой сценарий можно реализовать в салоне самолёта? Бей? Кого? Беги? Куда? Замри? Вот только это и остаётся! И замерев от страха, жертвы аэрофобии вцепляются в подлокотники, в руку соседа или в стакан с алкоголем. Про алкоголь, раз упомянули, сказать можно только одно – это не лекарство от страха, а токсическое вещество, вызывающее нарушения сознания. А раз нет ясного сознания, то нет и страха. Когда человек трезвеет, сознание возвращается, возвращается и страх.
Авиакомпании в курсе
Возвращаясь к оставшемуся сценарию “Замри!” заметим, что авиакомпании в курсе проблемы аэрофобии.И, если задуматься, то все, что нам предлагают – это способы уменьшить тревогу и страх во время перелета. Давайте вспомним:
1) До взлёта с нами знакомится первый пилот и рассказывает о предстоящем полете .Зачем? Знакомому человеку мы больше доверяем. А план полета это альтернативный катастрофическому сценарий.
2) Команда бортпроводников рассказывает и показывает способы спасения. Зачем? Думается это ясно без объяснений.
3) Во время полёта нас кормят и поят, демонстрируют на мониторах карту с местоположением самолёта, предлагают всевозможные мультимедийные радости: фильмы, телешоу, игры, музыку. Зачем? Затем, чтобы мы были заняты тем, что точно в силах контролировать, а именно жевать и глотать, читать, смотреть и слушать.
“Я в безопасности”
Возвращаясь к фазам тревожного цикла, скажем, что в итоге каждый сценарий завершается переходом в третью фазу:“Я в безопасности!” Как правило она наступает в момент завершения посадки, принося облегчение пассажирам. Замечали, как радостно аплодируют пассажиры в этот момент? И на выходе из самолёта уже можно без страха предвкушать отдых и развлечения. И отдыхать и развлекаться…. До наступления осознания, что скоро все закончится и предстоит обратный перелёт. И тогда тревожный цикл стартует заново. И для снижения тревоги и совладения со страхом в ход идут все проверенные и не очень средства.
Что делать на земле?
А что делать, если все это не помогает? Ответ прост: обращаться к специалистам по лечению аэрофобии. Потому что есть способы справиться с аэрофобией. В каждом случае индивидуально учитывается тот самый “секретный” ингредиент. Он лежит в области психологии личности и определяется при анализе психологических причин возникновения аэрофобии. Также есть универсальные приёмы позволяющие быстро и качественно совладать с тревогой и страхом. Это работа с иррациональными убеждениями и установками. Это приёмы бережной экспозиции. Это медитативные и гипнотические техники. Существуют и другие полезные психотерапевтические инструменты, которыми владеют психотерапевты. И, конечно, все это базируется на уникальном психотерапевтическом опыте по лечению аэрофобии.