Warning: Undefined array key "options" in /var/www/u0836224/data/www/psydocto.ru/wp-content/plugins/elementor-pro/modules/theme-builder/widgets/site-logo.php on line 123

Куда приводит детство?

Вопрос, который мы гораздо чаще себе задаем — «куда уходит детство?»

Но в кабинете психотерапевта приходит понимание, что именно детство приводит людей в психотерапию.

Сегодня мы обсудим то, что происходит в детском и подростковом возрасте, а значит то, что влияет на судьбу любого человека.

Факторы, влияющие на жизнь ребенка, формируют его жизнестойкость (resilience), о которой мы уже писали. 

А жизнестойкость помогает любому человеку идти по жизни вперед и вверх, вместо того чтобы оказаться на «кушетке психоаналитика» и обсуждать своё детство.

Что нужно для того, чтобы быть жизнестойким? 

Всего два навыка: 

1. Быстро реагировать и гибко приспосабливаться к стрессу. 

2. Быстро восстанавливать исходное состояние после стресса. 

Эти навыки дают замечательный бонус — низкую подверженность стрессовой психопатологии: в числе которых ПТСР, тревожные и депрессивные расстройства. 

Но не только. Жизнестойкость — прекрасная защита от психосоматических и прочих весьма неприятных заболеваний, занимающих первые места по ущербу для здоровья. 

Факторы, способствующие развитию жизнестойкости.

На первом месте — любящая и поддерживающая среда, социальное окружение. 

В первую очередь это семья, родственники и близкие, потом школа и, наконец, общество. 

Трудно переоценить значение поддерживающего, внимательного и ответственного воспитания. Особенно это касается материнской заботы. 

Из тех научных открытий, которые есть в эпигенетике, о которой вы можете прочитать в нашей статье «Гены и стресс. Не все так просто?», человечеству известно, какое огромное значение имеет материнская забота. 

В исследованиях, посвященных реакциям на стресс у потомства заботливых и незаботливых матерей, установлено, что материнская забота делает потомство жизнеустойчивым. И мало подверженным стрессовым расстройствам. 

Но также доказано, что не только материнская забота может творить чудеса. Даже если потомство воспитывалось неродными матерями, но в заботе и ласке, то положительные эффекты были такими же. 

Поэтому даже в условиях, когда в неблагополучной семье у ребенка возникают проблемы, а его ближайшее социальное окружение берет на себя заботу о нем, это помогает ему стать не только достойным членом общества, но и счастливым человеком. 

Думаем, вы знаете подобные примеры. Например, когда детдомовские воспитанники становились известными и уважаемыми учеными, врачами, инженерами. 

Другой важный фактор — умение поддерживать позитивные, эгалитарные (равные, от фр. “égalité”- равенство) отношения со сверстниками. Также большое значение имеет умение позитивно общаться со взрослыми. 

Это общение основывается на модели отношения к миру, о которой мы уже писали в статье «Воспитание предопределяет судьбу?». Это когда дети учатся у своих родителей и прочих значимых взрослых модели восприятия себя и мира, в которой важную роль играет отношение “я-ОК” и “ты-ОК”. 

Также важную роль играет навык просоциального поведения, когда ребенок учится приносить обществу пользу и получает за это награду, признательность и похвалу. 

Особое место в детстве играют привязанности: детская дружба, подростковые влюбленности, которые учат не только чувствовать, но и управлять своими чувствами. 

В этот период легче научиться дружить и любить, а потом, во взрослом состоянии, сохранить и развить чувства. 

Большое значение в детстве играет навык преодоления жизненных трудностей в одиночку и в содружестве со сверстниками. 

Этому способствует приобщение ребенка к физической культуре и спорту, участие в кружках, секциях, поездки в детские оздоровительные лагеря и многое другое. 

Конечно, приходится признавать негативное влияние экстремальных факторов — на нашей планете еще много мест, где идут войны, сопровождающиеся геноцидом, нищетой и болезнями, калечащие детей морально и физически. 

Но самое интересное в том, что даже после таких экстремальных воздействий, влияние социальной среды способствует восстановлению жизнестойкости и жизнеустойчивости. 

Пониманию этого, в частности, способствовали исследования профессора Гарвардской школы общественного здоровья Терезы Бетанкур (Theresa Betancourt). Она с коллегами побывала в Сьерра-Леоне и Руанде. Работая там с детьми, участвовавшими в боевых действиях, описала формирование исключительной стойкости психики. 

Детство имеет огромный ресурс. Если постараться его использовать вовремя, можно избежать многих неблагоприятных последствий во взрослом возрасте. 

Но даже если ваше детство давно позади — в арсенале психотерапевтических методов есть то, что помогает обрести жизнеустойчивость, которая не была сформирована в детстве. 

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО